Музей истории техники 

Электрофо́н (сокращение от устаревшего термина «электропатефон») — устройство для воспроизведения звука с виниловых грампластинок.

Электрофон может быть рассчитан на воспроизведение моно-, стерео- или квадрофонической записи.

Электрофон отличается от граммофон и патефона принципом действия, а именно тем, что в электрофоне механические колебания иглы звукоснимателя преобразуются в электрические колебания, которые проходят через усилитель и затем преобразуются в звук электроакустической системой, включающей, в зависимости от типа электрофона, от одного до четырёх электродинамических громкоговарителей). До 1950-х гг. бытовал термин «радиограммофон».

Диск электрофона приводится в вращение, как правило, электродвигателем. Применяются двигатели переменного и постоянного тока, часто с системой стабилизации частоты вращения.

На Западе, в частности в США, электрофоны появились ещё до Второй мировой войны, однако в СССР их массовое использование началось только в 1950-е годы.

Электрофоны используются до сих пор как в домашних условиях, так и в электронной музыке в составе другого инструментария. Тем не менее, в домашних условиях их распространение практически свелось к нулю, равно как и массовая продажа виниловых пластинок, в силу фактически полного вытеснения их универсальными лазерными цифровыми проигрывателями с аудио компакт-дисками как носителями звуковой информации.

В настоящее время, электрофон дома — скорее дань любви к так называемому «аналоговому звучанию», которое, по мнению некоторых любителей высококачественного воспроизведения музыки, превосходит звучание цифровых носителей (более «мягкое» и «сочное»), что, скорее, является лишь индивидуальным, субъективным восприятием определённого человека, а не характеристикой звучания того или иного устройства.



Первыми устройствами для записи и воспроизведения звука были механические музыкальные инструменты. Они могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, такие как человеческий голос. Механические изобретения воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, металлические валики, перфорированные диски и другие приспособления. Помимо человеческих рук, эти механизмы могли приводиться в действие ещё пятью способами: водой, песком, весом, пружиной и электричеством.

Автоматическое воспроизведение музыки известно ещё с 9-го века, когда братья Бану Муса около 875 года изобрели наиболее старинный из известных механических инструментов — гидравлический или «водный орган», который автоматически проигрывал сменные цилиндры. Цилиндр с выступающими «кулачками» на поверхности оставался основным средством для механического воспроизведения музыки до второй половины 19-го века. Механический карильон, в котором подобный механический цилиндр с выступами приводит в действие колокола, упоминается в начале 13-го века. Также братья Бану Муса изобрели автоматическую флейту, которая предположительно представляла собой первую программируемую машину.

В эпоху возрождения появляются разнообразные механические музыкальные инструменты, использующих цилиндр для воспроизведения мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы (1598), механические спинеты (XVI век), музыкальных шкатулок, ящиков (1815 год), табакерки. Все эти изобретения могли играть сохранённую музыку, не могли записывать различные звуки, живые выступления, имели ограниченный набор мелодий.

Механическое пианино впервые показано на выставке в Филадельфии в 1886 году, в нем использовалась бумажная перфорированная лента, которая позволяла записывать длинные пьесы. Механизм пианол постоянно совершенствовался, а выпуск их продолжался до середины 20 века

 
«Аккорд-201-стерео»стереофонический транзисторный электрофон 2 класса
«Вега-104-стерео»стереофонический настольный электрофон 1 класса
ЭППГ-1Электропроигрыватель-приставка патефонных пластинок-1