Музей истории техники 


Фотокор

советский пластиночный складной фотоаппарат

Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

К середине 1920-х годов в СССР назрела необходимость в развитии производства отечественных фотоаппаратов — на тот момент советские фотолюбители, к тому времени уже достаточно многочисленные, вынуждены были довольствоваться либо крайне редкими и дорогими импортными образцами, либо низкокачественными «самоделками». 24 мая 1928 года, в целях снижения остроты ситуации, ВСНХ РСФСР было принято решение начать выпуск отечественных фотоаппаратов на базе наиболее прогрессивных западных образцов. Задача разработки фотоаппарата была возложена на Ленинградский Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ). Разработка фотоаппарата продолжалась с 1928 по 1930 год, когда новый фотоаппарат под маркой «Фотокор № 1» поступил в серийное производство.

Распространённое мнение, что «Фотокор № 1» является первым советским фотоаппаратом, не соответствует действительности — за год до этого, в 1929 году, московская артель «Фототруд» приступила к выпуску крупноформатной пластиночной складной фотокамеры «ЭФТЭ» близкого к «Фотокору» класса. Однако выпускался данный аппарат малыми сериями, из-за чего «Фотокор № 1» можно считать первым советским крупносерийным фотоаппаратом.

Серийное производство «Фотокоров № 1» осуществлялось большими сериями с 1930 по 1941 год включительно и составило свыше 1 млн экземпляров.

«Фотокор № 1» позиционировался, как «универсальный» фотоаппарат. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции, камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех других видов съемок при различных условиях освещённости. Двойное растяжение меха, уникальное в практике отечественного фотоаппаратостроения, позволяло применять «Фотокор № 1» для различных репродукционных работ и макросъёмки. Подвижное крепление объектива обеспечивало аппарату возможность снимать архитектуру в разных ракурсах без перспективных искажений.

Наводка «Фотокора № 1» на резкость осуществлялась методом растяжения меха. Поскольку мех имел двойное растяжение, грубая наводка осуществлялась вручную — стойка объектива выдвигалась на позицию по салазкам. Затем, перемещая сами салазки с помощью рифленого никелированного ролика, можно произвести точную наводку. Резкость настраивается по матовому стеклу в задней стенке камеры. После настройки резкости, выбора диафрагмы и выдержки, задняя стенка корпуса с матовым стеклом снимается и на её место устанавливается кассета с фотопластинкой. После установки кассеты извлекается прикрывающий фотопластину шибер (заслонка), и фотоаппарат готов к съёмке.

Важным является тот факт, что печать со стеклянных фотопластинок проводилась контактным методом. Благодаря мобильности данного метода печати, «Фотокор № 1» стал классической камерой для съёмки фотохроники Великой Отечественной войны.